Функции комиссии

Функции и задачи Комиссии

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) выполняет важнейшие функции по защите прав детей и подростков, координирует деятельность всех структур в сфере профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Деятельность КДН основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к каждому подопечному с соблюдением конфиденциальности полученной информации и обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

1) осуществляют меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) содействуют несовершеннолетним в реализации и защите прав и законных интересов;

3) организуют контроль за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с ними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) принимают меры к обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, психического, и иных форм насилия, от всех форм дискриминации, сексуальной и иной

5) выявляют и анализируют причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несовершеннолетних, и определяют меры по их устранению;

6) участвуют в пределах своей компетенции в организации работы по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, не выполняющих своих обязанностей по содержанию, воспитанию, образованию, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, отрицательно влияющих на поведение или жестоко обращающихся с несовершеннолетними, ведут учет этих категорий лиц;

7) рассматривают в пределах своей компетенции материалы в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

8) осуществляют функцию административной юрисдикции в отношении несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних;

9) взаимодействуют с общественными объединениями, религиозными организациями и гражданами по вопросам, связанным с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защитой их прав и законных интересов.

В связи с тем, что в каждом субъекте РФ, а также в каждом районе и районе в городе отдельно принимается положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и их отдела, то функции КДН на местах могут быть определены и более широко и разнообразно, но без отступления от основных направлений их деятельности. Отдельно может быть закреплена, например, функция по подготовке и представлению отчетов по вопросам осуществления государственных полномочий по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав или функция связи с СМИ.

Координация – это обеспечение согласованности действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Построить работу во взаимодействии всех ведомств в интересах ребенка – это главная задача комиссий всех уровней.

Важнейшие компоненты координирующей роли комиссий – это анализ, прогнозирование, выявление проблем и предложение путей их решения.

Базой для выработки согласованных подходов в деятельности является межведомственный состав комиссий.

Кроме того, комиссии придерживаются принципа межведомственности в планировании.

Комиссия обладает необходимыми ресурсами и возможностями для организации продуктивного взаимодействия субъектов системы профилактики в создании благоприятной среды проживания несовершеннолетних и защите их прав.

Для эффективного осуществления координирующей роли в комиссиях создаются и ведутся реестры ведомств, государственных и общественных организаций и учреждений, частных лиц, расположенных на территории муниципальных образований и обеспечивающих реализацию несовершеннолетними их права на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и другое. Это позволяет использовать возможности всех органов и учреждений системы профилактики в индивидуально-воспитательной, социально-педагогической и реабилитационной работе с несовершеннолетними.

Говоря о координации всей системы профилактики, комиссии взаимодействуют и с теми субъектами, которые не перечислены в Федеральном законе от 24.06.1999 № 120-ФЗ, но взаимодействие с которыми, очень важно в их работе: ЗАГС, родильные дома, воспитатели, психологи в следственных изоляторах и воспитательных колониях; сотрудники уголовно-исполнительных инспекций; подразделений Федеральной службы РФ по контролю, за оборотом наркотиков и другие.

В целях осуществления полномочий по координации межведомственного взаимодействия учреждений и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных образованиях районными комиссиями (в том числе с участием представителей образовательных учреждений) используются различные формы профилактической работы:

– проведение рейдов по местам массового скопления несовершеннолетних, по местам продажи алкогольной продукции;

–организация на территории соответствующего муниципального образования межведомственных комплексных профилактических операции;

– оказание методической, информационной помощи школьным Советам профилактики правонарушений несовершеннолетних, общественным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав;

– внесение районными комиссиями представлений об устранении причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних различным органам и учреждениям системы профилактики;

– разработка и реализация районных межведомственных комплексных целевых программ, порядков межведомственного взаимодействия районных комиссий с муниципальными образовательными учреждениями, отделами (секторами) образования, социальной защиты населения, лечебно-профилактическими учреждениями здравоохранения, центрами занятости, ОПДН ОВД, общественными организациями, межведомственными комиссиями и иными учреждениями;

– участие ответственных секретарей районных комиссий в совещаниях директоров образовательных учреждений, семинарах для социальных педагогов и общественных инспекторов по охране прав детства, сотрудников отделов по делам несовершеннолетних ОВД, родительских собраниях;

– проведение лекций для родителей и учащихся;

– проведение ежемесячных (ежеквартальных) сверок списков несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в органах и учреждениях системы профилактики районов: ПДН ОВД, органах опеки и попечительства, социальной защиты населения, образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения;

– разработка комплексов мер по оказанию социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, вернувшимся из мест лишения свободы, реализация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, нуждающимися в помощи государства, в соответствии с рекомендациями областной Комиссии.

Меры по защите прав несовершеннолетних, предпринимаемые комиссиями, носят разнообразный характер и заключаются, в частности, в информировании органов прокуратуры и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о нарушении прав детей; постановке на учет семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, оказании им методической и иной помощи, ведении разъяснительной работы.

Под правовой защитой несовершеннолетних следует понимать систему нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных правоотношений и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними и защите их прав и законных интересов.

Деятельность КДН и ЗП обеспечивает выполнение всеми субъектами системы профилактики возложенных на них функций и обязанностей в строгом соответствии с нормами ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Это улучшение жизненной ситуации семей и детей, оказавшихся в социально опасном положении, принятие управленческих решений, обязывающих всех участников процесса воспитания и развития детей выполнять функции, возложенные на них действующим законодательством, реализации принятых районных социальных программ, которые позволяют улучшить положение детей.

Ведущее место в этой деятельности отводится индивидуальной профилактической работе с детьми группы риска, направленной на своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также на их социально-педагогическую реабилитацию и предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. Индивидуальная профилактическая работа позволяет решать следующие основные задачи: оказывать адресную помощь детям и семьям, которые в ней нуждаются; воздействовать на них в случае совершения ими неправомерных деяний; защищать их от необоснованного и неквалифицированного вмешательства в их жизнь различных лиц и организаций.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
Решаем вместе